Очень прозрачный кредит

Опыт. При рассмотрении заявки на кредит банки могут проверять правдивость Ваших слов у ваших же подчиненных. Рассказывает читательница Алла Попова.

Новогодние праздники я провела в интернете – изучала рейтинги и сайты кредитных организаций. Выбрала банк «Z». На фоне действующего кредитного ужаса он предлагал крайне человечные условия. Вопрос с деньгами для ремонта следовало решить в середине января, и в завершение каникул, вечером 8-го, я заполни­ла заявку на «Z-кредит».

Банк обещал, что решение о выдаче кредита можно узнать через два дня после подачи документов, просто позвонив. Хорошо, подумала я. После праздников банк начнет работать 9-го; за два дня, конечно, никто ничего не рассмотрит, но к концу недели, в пятницу 12-го, у меня будет, по меньшей мере, предварительное «да» или «нет».

То ли в среду, то ли в четверг мне позвонил юноша: «Это из банка вам звонят». Юноша задавал всякие уточняющие вопросы – про номер паспорта и номер загранпаспорта, зарплату и наличие счетов в других банках, а также наличие других кредитов и судимостей. Поинтересовался девичьей фамилией матери и телефоном близкого родственника. Говорили мы долго, на все вопросы я ответила, и юноша сообщил, что в понедельник, 15-го, мне следует позвонить в рабочее время по таким-то телефонам и узнать предварительное решение по моей заявке на кредит.

Вот и славно, подумала я. В понедельник я приближалась к офису, когда юноша позвонил вновь. Его интересовало, в каком банке у меня зарплатный счет (уже спрашивал), дебетная или кредитная у меня карта (уже спрашивал), а вторая (уже спрашивал), какую сумму составляют выплаты по ипотечному кредиту (тоже спрашивал). Я начала закипать, но терпеливо отвечала.

А он позвонил еще раз, совсем вскоре. И стал спрашивать. О том же. На каком-то из вопросов я не выдержала и взорвалась: «Почему я должна в третий раз отвечать на одни и те же вопросы?!» – «Потому что мы проверяем вашу кредитоспособность», – важно ответил юноша. – «Вы так проверяете? Задавая мне одни и те же вопросы? Вы хотя бы записываете ответы или просто звоните и спрашиваете?» – «Записываем», – с достоинством ответил «банк». Вопросы у него закончились. Коллеги рядом замерли.

Я повесила трубку, и тут в кабинет вошла моя сотрудница, рабочее место которой в другой комнате. «Алла! Ты что, в банке «Z» кредит берешь?»

К вам едет ревизор. Немая сцена. Сотрудница поясняет: «Понимаешь, мне сейчас позвонили из «Z» и спросили, знаю ли я такую Аллу Попову. Я сказала, что ты мой непосредственный начальник, и они так сразу: «Да?!» Ну, понимаешь, я у них два кредита брала, один вернула уже, сейчас второй выплачиваю, вот, наверное, я у них в базе есть, они мне и позвонили».

«Позвонили – моей – сотруднице – чтобы – проверить – меня?» – почти по слогам спросила я. Замерли все. Я написала письмо в банк. Через сайт. Есть там у них форма такая, для жалоб. Департамент персонала банка прислал мне ответ. После того, как я по телефону получила отказ в кредите (см. переписку).

Оказывается, они мне неудобства доставили. Оказывается, им все равно, у кого меня проверять – у генерального директора или у телефонистки. Оказывается, манера звонить в отдел кадров компании с вопросом об уровне зарплаты госпожи Поповой и представляться «Марина из банка «Z» – это неудобство. Но только в том случае, если госпожу Попову это возмутило.

И оказывается, после отказа отдела кадров моей компании отвечать на такие вопросы по телефону барышне без фамилии и должности представитель банка имеет право (вероятно, по «жестко формализованным и регламентированным» нормам процедуры кредитования) позвонить кому угодно из моей компании, дабы уточнить размер моей зарплаты, девичью фамилию моей матери и телефон близкого друга. И банк сожалеет, что для меня это тоже «неудобство».

Я не понимаю, почему СМИ периодически поднимают панику по поводу каких-то там ворованных баз? Зачем их воровать, если о тебе, изъяви ты, например, желание взять кредит, тут же станет известно твоим подчиненным – и кто знает, кому еще.

В банке «Z» ведь даже не поняли, в чем суть моей претензии. Похоже, там даже не читали статью 26 «Банковская тайна» закона «О банках и банковской деятельности». А статья гласит: «Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону».

P.S. Я не подписалась своим именем, поскольку действительно убеждена в праве человека не уведомлять всех о своих личных, в том числе финансовых, планах. А банку «Z» мое имя и так известно.

Письмо Аллы Поповой в банк «Z»

Господа, я не знаю, кто будет рассматривать эту жалобу, но надеюсь – сотрудник более компетентный, нежели тот, что позвонил сегодня моей сотруднице с целью проверки, вероятно, информации обо мне.

Я обратилась в ваш уважаемый банк за кредитом, ориентируясь, в том числе, и на репутацию банка. Я работаю в «белой» компании и готова к тому, чтобы мою кредитоспособность банк проверял у моего работодателя – у владельца, генерального директора компании, непосредственного руководителя, главного бухгалтера. Но когда ко мне подошла моя подчиненная и сказала, что ей только что звонили и спрашивали, не знает ли она Аллу Попову, которая обратилась в банк «Z», у меня возникли сильные сомнения относительно компетентности персонала банка.

В мои планы совершенно не входило сообщать всему миру, как я распоряжаюсь своими финансами, и я не давала разрешения разглашать эту информацию кому бы то ни было. Мне странно, что солидное финансовое учреждение позволяет себе проверять обратившегося за кредитом у любого сотрудника той же компании, если этот последний есть в базе данных банка.

Обращаясь в банк, ты рассчитываешь на наличие деловой этики. Я полагала, что проверка информации о заемщике у его подчиненных и распространение информации об обращении за кредитом третьим лицам в ее постулаты не входит. Откровенно говоря, я даже не знаю, как реагировать. На мой взгляд, подобное отношение к потенциальным клиентам – это просто хамство.

Алла Попова.

Письмо банка «Z» Алле Поповой

Уважаемая Алла Сергеевна! Ваше письмо поступило Департамент персонала.

По существу Вашего обращения отвечаем, что кредитование является одним из самых сложных направлений деятельности банка, оно наиболее жестко формализовано и регламентировано и требует от сотрудников Банка четкого соблюдения установленных норм и процедур. Стандартная процедура предоставления кредита предусматривает проверку сотрудниками Службы Безопасности информации, предоставленной заемщиком и его поручителями.

Дополнительно сообщаем, что с сотрудниками Службы Безопасности была проведена беседа, в которой указано на более внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Искренне сожалеем, если Вам были доставлены неудобства.

С уважением департамент персонала.

Похожие записи