Особенности потребительского кредита в 2022 году

По мнению большинства аналитиков, финансовый сектор в нашей стране почти оправился от кризиса. Лидеры среди банковских институтов показывают устойчивое увеличение чистой прибыли, кредитного портфеля и объема депозитов физических лиц.

Кредиты снова востребованы: люди сберегают и приумножают свои финансовые средства, доверяют их банкам и проявляют интерес к займам.

Тенденции в секторе потребительских кредитов

В 2022 году вероятно ожидание следующих тенденций в секторе потребительских кредитов:

  • уменьшение процентных ставок по займам;
  • увеличение нецелевого кредитования совокупно с появлением более новых кредитных продуктов;
  • снижение требований к потенциальным заемщикам.

Почему такая высокая цена?

Для рыночных игроков ключевое значение, как и прежде, имеют процентные ставки Центробанка по депозитным операциям.

ЦБ РФ в 2021 году несколько раз увеличивал ее значение. По-прежнему классической ставкой в розничном кредитовании можно считать 8-10% в год. Почему же займы так дороги? По мнению экспертов, это можно объяснить двумя причинами.

Главной является макроэкономическая: низкий процент создаст бум потребления, который не обеспечен реальными материальными средствами, что неизбежно скажется на инфляции.

Другие причины

Другой причиной можно назвать «компенсационную»: процент невыплат и просрочки велик, и кредитные организации вынуждены закладывать в ставку вероятность обмана со стороны недобросовестных заемщиков, компенсируя по сути свои возможные потери за счет добросовестных клиентов.

В итоге, реальный средний размер ставки по розничному кредиту может доходить до 50% годовых, и, к сожалению, предпосылок к уменьшению этого значения аналитики и эксперты пока не видят.

Тщательный анализ и проверка

Теоретически, банковские институты могли бы быть более осмотрительными – тщательно проверять и анализировать кредитные истории заемщиков, более комплексно и критично оценивать их платежеспособность.

Жестокая конкуренция за клиента

Но все возрастающая жестокая конкуренция за каждого клиента вынуждает все финансовые организации, включая лидеров среди банков (Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ, Райффазен), быть более лояльными к заемщикам.

Банки подстраховываются «Персонификация» потребительских кредитов началась в прошлом году – тогда займы стали выдавать и получать на индивидуальных условиях, чего раньше в банковской отечественной практике не наблюдалось.

Гибкие условия получения кредита

Гибкие условия получения кредита вкупе с широким выбором кредитных продуктов дают возможность сделать вывод, что отечественные банки стремятся быть более клиентоориентированными.

Ряд банковских институтов готовы отметить «благодарностью» клиента, имеющего идеальную кредитную историю (причем даже не принципиально, в каком именно банке он раньше брал займ).

Он может получить персональную скидку от первоначальной процентной ставки. Другие склонны рассматривать привязку величины процента к уровню кредитоспособности потребителя.

Условное деление клиентов

Здесь, с одной стороны, можно усмотреть, что банк пытается условно разделить своих клиентов, а с другой, размер ставки все равно слишком высок в сравнении с теми, что предлагаются «частникам» в банках других стран.

Если банком будет рассчитано, что доходов клиента будет недостаточно, чтобы в полном объеме и своевременно оплачивать займ, то потребуется поручитель. Требованиями к нему практически те же, что и к основному заемщику: отличная кредитная история и наличие стабильного и высокого дохода.

Похожие записи